Дата публикации: 20.01.1996
Авторы: ДМИТРИЕВА Лариса
Источник: Сегодня
Место издания: Москва
Выпуск: 5 “005”
Представьте ситуацию: 15-летняя девочка оказывается на необитаемом острове и несколько дней (пока ее не “найдут”) живет совершенно одна и, как Робинзон, пытается выстоять. То есть построить себе какое-никакое жилище, отыскать пищу, смастерить неизвестно из чего одежду и так далее. Именно такие испытания предлагается выдержать ученикам школы-комплекса “Царицыно”, в которой, как и в других школах России, с прошлого учебного года введен специальный курс “основы выживания”.
Курс этот, рассчитанный на все время обучения – с 1-го по 11-й класс, появился в программе не случайно. За последние годы жизнь наша становится все более беспокойной. Аварии, катастрофы, нестабильность экономическая и социальная, стрельба на улицах… Короче, опасности на каждом шагу. Правда, новый курс преподается далеко не во всех школах, поскольку просто нет учителей. Да и учебников тоже. А там, где этот предмет все-таки удалось реально ввести, учителям приходится полагаться во многом на собственные силы и фантазию. Школе-комплексу “Царицыно” (Южный округ Москвы) в этом смысле повезло. Здесь обосновалась первая в России транснациональная школа выживания “Виталис” под руководством известного российского географа и путешественника Виталия Сундакова.
Отличие школы “Виталис” от других школ подобного рода прежде всего в том, что с самого начала своего существования, с восемьдесят девятого года, она ставила перед собой цель глобальную: разработать реальные методики для решения проблемы комплексной безопасности, то есть предложить людям набор конкретных знаний и навыков, овладев которыми, любой человек сможет сохранить и свою жизнь, и жизнь окружающих практически в любой экстремальной ситуации. Сейчас преподавание в школе ведется по пяти основным направлениям: выживание в условиях города и общества, выживание в условиях нецивилизованной природы, личная безопасность, специфическая безопасность, блок управляющих дисциплин (экстрасенсорика, психология, духовность). Школьники, конечно, прежде всего должны освоить необходимый минимальный курс, но кроме этого каждый может выбирать себе для более углубленного изучения один или несколько дополнительных предметов. Например, освоить приемы рукопашного боя или рукомесло (т. е. умение смастерить то, что тебе нужно в конкретных условиях: построить в глухом лесу шалаш из подручных средств, сделать лыжи, разложить костер etc), овладеть навыками экстрасенсорики или фитотерапии. Все зависит от индивидуальных склонностей. Пяти инструкторам школы помогают специалисты по каждой из семидесяти семи (!) дополнительных дисциплин.
Как защититься от уличного нападения, что делать, оказавшись в зоне локального вооруженного конфликта, в транспортной аварии, в зоне стихийного бедствия, как протестировать пищевые продукты, оказать первую помощь – это должен знать каждый. Но самое главное, что дают такие занятия детям, – психологическая устойчивость, умение самим решать любую проблему, с которой они сталкиваются в жизни, умение определить цель и достичь ее. В этом смысле походы и экспедиции в самые разные уголки страны можно рассматривать как своеобразный тренажер, на котором проверяются, шлифуются, дополняются теоретические знания.
А экспедиций таких бывает много. Наиболее крупные из них – “Робинзонада” на острове Мудьюк, поход “Российский треугольник”, экспедиция “Байкальское кольцо”, проходящая с девяносто третьего по девяносто седьмой годы. В экспедициях дети не только учатся “выживать”, но и ведут научные исследования – экологические, геологические, географические. Кстати, Андрей Иванов, директор школы, является автором общероссийской детской программы “Возрождение”, которая работает сейчас более чем в сорока регионах России. Цель программы – познакомить детей со способами ненасильственного сосуществования с природой и социумом, приобщить к идеям неагрессивной психологии и этики.
Как это ни странно, обучение действительно не проходит даром. Меняются подход к жизни, мировоззрение, дети и вправду могут управлять собой и ситуацией. Они становятся сильнее – и телом, и духом. Замечено, что ученики школы “Виталис” обычно не вступают в драку первыми и пытаются избежать разговора “на кулаках”, а если их все-таки вынудят к этому, они чаще всего выходят победителями.